Российские автостраховщики оказались меж двух огней: ФАС заводит на них административные дела, обвиняя в сговоре с банками, а поправки к закону об ОСАГО могут сделать их бизнес еще более убыточным, пишет издание.
Секрет фирмы,
10 сентября 2007 г.
Колесо страха 1279 просмотров
Российские автостраховщики оказались меж двух огней: ФАС заводит на них административные дела, обвиняя в сговоре с банками, а поправки к закону об ОСАГО могут сделать их бизнес еще более убыточным.
На рынке автострахования настало время покаяний и самобичеваний. Обвиненные Федеральной антимонопольной службой в тарифном сговоре с банками страховщики подняли белый флаг и в августе потянулись сдаваться на милость регулятора. Первым с повинной пришел "Росгосстрах", за ним осознал ошибки Росбанк и его страховые партнеры - РОСНО, "Ингосстрах", НАСТА, ВСК, "Согласие", "Югория", "Нефетеполис" и др. Основная претензия, выдвигаемая ФАС заговорщикам,- завышение страховых тарифов на продаваемые в кредит автомобили. "Статистика западных страховщиков показывает, что убыточность по "автокредитным" автомобилям почти на 20% больше, чем по приобретенным без использования кредита,- оправдывается директор центра страхования автотранспорта компании РОСНО Александр Гурдус. - Поэтому и страховка по купленным в кредит машинам дороже". Что заставляет водителей, купивших автомобили в кредит, чаще попадать в переделки? Исследователи так и не сумели объяснить этот феномен, и в переделку теперь попали автостраховщики. Судя по настрою ФАС, ни банкирам, не страховым компаниям поблажек в ближайшее время ждать не стоит. А значит, новые "явки с повинной" на обоих рынках вряд ли заставят себя ждать. Другим свалившимся на голову автостраховщиков "подарком" этого лета стало внесение в конце июля в Госдуму поправок в закон об ОСАГО. Законопроект знаменателен по нескольким причинам: во-первых, он предусматривает упрощенную процедуру оформления ДТП: при сумме убытков до 25 тыс. руб. разбираться участники аварии смогут без протоколов ГАИ. Во-вторых, предлагается система прямого урегулирования убытков, что позволит пострадавшему в ДТП искать материальной компенсации в собственной страховой компании, которая уже сама будет разбираться с СК виновника происшествия. Кроме того, в случае принятия закона сумма выплат по ОСАГО при причинении вреда жизни и здоровью составит 160 тыс. руб. на каждого потерпевшего, а не 240 тыс. руб. на всех пострадавших, как сейчас. И хотя сам законопроект будет проходить чтение в Госдуме только осенью, он уже вызвал переполох среди участников рынка ОСАГО. "По оценкам экспертов, принятие этого законопроекта повысит убыточность обязательного автострахования примерно в полтора раза",- говорит Александр Гурдус. Это и так далеко не самый прибыльный вид страхования: по оценке эксперта, на 100% сборов приходится 70-77% выплат, еще 3% отчисляются в Российский союз автостраховщиков (РСА) и около 20% тратятся на вознаграждение агентов и расходы на ведение бизнеса: таким образом, бизнес уже находится на грани рентабельности. Нововведения же могут сделать бизнес просто убыточным - например, за счет увеличения количества страховых мошенников, которым будет проще обмануть СК в отсутствие ГАИ. Впрочем, и во всем мире обязательное страхование не приносит страховщикам особой прибыли. Лоббируя в свое время принятие закона об обязательном автостраховании, российские страховщики это осознавали, однако рассчитывали за счет ОСАГО многократно увеличить число клиентов, чтобы предложить им каско.
Защитное каско Добровольное автострахование действительно оправдало чаяния игроков, став, по выражению директора компании "Страховой маркетинг" Дениса Брызгалова, "основной точкой роста" этого рынка. В прошлом году первая двадцатка страховщиков по каско преодолела знаковую отметку, собрав с рынка свыше 100 млрд руб., что на 54% больше, чем в 2005 году. В текущем году, по оценкам маркетологов компании "АльфаСтрахование", объем премий по рынку каско может достигнуть 135-140 млрд руб., а это почти вдвое больше прогнозируемых сборов по ОСАГО (75 млрд руб.). Однако обязан своим ростом рынок каско отнюдь не "автогражданке" (далеко не всем игрокам удалось отладить кросс-продажи полисов по ОСАГО и каско), а росту автопродаж в целом (в 2006 году он составил 70% по сравнению с предыдущим) и буму автокредитования в частности (по разным оценкам, на заемные средства приобретаются 35-45% новых машин). Поэтому неудивительно, что условия участникам рынка добровольного автострахования зачастую диктуют крупные дилеры и производители. Так, прошлым летом Nissan предписал своим дилерам поднять на 70% цену на послепродажный ремонт автомобиля, оплачивать который должны страховые компании. Это привело бы к подорожанию полиса каско в 1,5-2 раза, не вмешайся в историю ФАС. Сейчас, уверяет генеральный директор компании "Финэкспертиза. Консалтинг" Дмитрий Шустерняк, главная конкурентная борьба между участниками рынка каско разворачивается за каналы продаж страховых полисов, самыми привлекательными из которых являются крупные автосалоны. Так, лидерство компании "Ингосстрах" на автостраховом рынке не в последнюю очередь объясняется активным "окучиванием" точек автопродаж (сейчас она взаимодействует с 260 автосалонами). Несмотря на то что для российского рынка добровольного автострахования этап жесткого демпинга был пройден еще три-четыре года назад, ценовая конкуренция здесь не утихает. "Волна снижения тарифов еще предстоит",- прогнозирует начальник аналитического отдела компании "Ингосстрах" ИЛЬЯ Богданов. Однако теперь она будет носить избирательный характер. Как полагает вице-президент группы "Ренессанс страхование" Галина Ионова, из-за высокой убыточности рынка (особенно при страховании физлиц) снижение тарифов будет сопровождаться тщательной сегментацией портфеля. В частности, в самой компании повысили страховые тарифы на наиболее "угоняемые" машины, снизив одновременно стоимость полисов для тех авто, убыточность по которым невысока. Другой пример сегментации - расчет на узкую и менее склонную к риску прослойку водителей. Например, компании вводят понижающие коэффициенты для женщин ("Шерше ля фам" у "ГУТА-страхования", "РОСНО Леди" и др.), владельцев "семейных" машин ("Семейные ценности" у "АльфаСтрахования"), водителей со стажем. Впрочем, в основе большинства этих предложений лежит не столько попытка "отбить" аудиторию у конкурентов за счет более дешевых тарифов, сколько желание уменьшить собственные издержки, сократив число обращений. Что до конкуренции в чистом виде, то здесь, хором отмечают участники рынка, на первый план выходят так называемые продукты-райдеры - облегчающие жизнь автовладельцев сервисы, бесплатно или за небольшую сумму прилагающиеся к полисам каско. Среди них - выезд на место ДТП представителя компании, помощь в оформлении документов, бесплатная эвакуация, ремонт без посещения страховой компании и даже создание целых автоклубов (например, "Росгосстрахом"). В стремлении завоевать лояльность клиентов автостраховщики, кажется, перещеголяли даже банки. Обострению и без того высокой конкуренции, отмечает руководитель управления маркетинговых исследований и анализа компании "АльфаСтрахование" Николай Кривошеев, будет способствовать и появление на рынке иностранных игроков, которые приносят с собой новые технологии продаж, например, прямое страхование. В частности, в апреле этого года была закрыта сделка по приобретению швейцарской группой Zurich компании НАСТА, занимающей шестую строчку в рейтинге автостраховщиков. Под полный контроль немецкой Allianz перешла и компания РОСНО. Тем временем, рынок уже сейчас стремится к консолидации. Особенно это заметно в сегменте ОСАГО, где, по данным РСА, в первой половине 2007 года на пятерку лидеров пришлось более 50% собранных премий. Что до рынка автострахования в целом, то, по мнению Александра Гурдуса, через пару лет здесь останется 200-300 игроков, а половину сборов оттянут на себя компании из топ-20.
Юлия ГОРДИЕНКО
Вся пресса за 10 сентября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|